02:47 

И снова о нем

Хинтер
И тут меня переклинило...
Написала (изначально для себя) "разбор" Моро, как я его вижу. Сразу сделаю оговорку, что взгляд своеобразный, потому что я с детства собираю моральных уродов (МУ) из масскульта, и Моро всегда оценивала и толковала относительно своей коллекции.
Запись собиралась сделать лет семь. Здесь не хватает ссылок на FAQ/обсуждения, в том числе, и на этом сообществе. Но их проще найти потом, по необходимости.

Люди рассматривают Моро через призму христианства, с позиций этики бытовой обыкновенной, при помощи инструментов психоанализа, или в ключе литанализа (его функция в произведении).
Я же оцениваю и интерпретирую его через свою MU-database, иными словами, сравнивая его с остальными МУ и псевдоМУ.

Так вот, давайте стремительно пробежимся по основным видам МУ-мотивации, когда они начинают докапываться до протагонистов (ГГ).
Первые две разновидности нас не интересуют, потому что не подразумевают личной вовлеченности, но я их упомяну для полноты картины.
1. У МУ есть цель, а ГГ - препятствие. "Я хочу повелевать Вселенной. - Я тебе не позволю!" - это оно.
2. У МУ есть (арт-)проект, ГГ - часть проекта. Этим часто отичаются не МУ даже, а маньяки: очередной следователь интересен не сам по себе, как личность, а как деталь.

Дальше начинаются заморочки личного плана, и тут, как вы понимаете, всё интереснее.
Думаю, две самых больших и общих заморочки, это:
1. "I see you" (музыка из "Аватара"), иными словами, "Только ты ... меня, только я ... тебя" (на место многоточия можно вставить "вижу", "понимаю", "одолею", "делаю живым", и т.д.)
2. "Ты кого лесом послал?!". Называется, МУшечке двадцать лет кряду никто слова поперек сказать не смел, а тут некое новообразование защелкало клювом весьма агрессивно. Ух ты, ух ты.

Это общее, и, скажем так, это чаще всего цепляет и становится фундаментом для "отношений", а есть еще набор типичных сценариев.

1. Обладание. "Хочу его себе в безраздельное пользование".

2. Обладание в смерти. "Хочу уничтожить его своими руками".

3. Борение (с акцентом на равные скиллы). "Ты - мой Избранный противник, нет ничего важнее нашего противостояния, и да не упокоятся наши кости, пока один не убьет другого".

4. Борение (с акцентом на идеологию/личные обидки). "Я докажу, что сильнее тебя - мне это надо для самореализации/чтоб отомстить".

5. Размножение посредством эстафеты/ксерокопии. "Ты станешь таким же, как я ;3".

Плюс к этому популярно два мотива:
1. "Умереть от его руки" - когда смерть конкретно от руки ГГ считается достойной, приятной и желанной. Это тема широкая и всеохватывающая: её любят-умеют-практикуют адепты "обладания в смерти", обоих "борений" и "размножения". Помимо "смерть от руки его как высшая доблесть" есть еще "смерть как избавление". То есть жить уже стремно, самоубиваться стыдно, и вот нашелся человек, которого можно назначить ответственным. "Перережь мою паутинку" и т.д.

2. "НЕТ ЭТО НЕ ТАК". Сложная категория, которая несколько отличается от "идеологически ориентированного борения" тем, что борение может и отсутствовать, но для МУ принципиальным становится что-то самому себе доказать через взаимодействие с ГГ.
Вообще, часто ставится вопрос следующим образом: между МУ и ГГ существует некое условное сходство, но вот ГГ сделал правильный выбор, как водится, а МУ - неправильный (как вариант - сходства нет, но МУ все равно видит в ГГ что-то доброе, чистое, светлое, и не может не реагировать).
МУ или подспудно чувствует, что ГГ-то прав, и бесится, или считает, что ГГ неоправданно тупит, и, опять же, бесится. Некоторые беситься перестают или даже не начинают, а просто с нежностью смотрят на неугасший в чужой душе огонь.
Или МУ привязался и начинает отбрыкиваться и самому себе доказывать, что нет, ничего не было.

Понятно, что все эти мотивы, категории и сценарии редко встречаются в чистом виде - чаще мы видим комбинацию из нескольких с каким-то ведущим мотивом.

Так вот Моро - да, мы возвращаемся к Моро - цепляет тем, что он попадает почти во все категории разом, и ведущих мотивов у него несколько.

На этом месте волна пессимизма накрыла меня, потому что надо сидеть и закапываться в хитросплетения моровской души. Не то чтобы они были такие сложные, но это ж надо внятно изложить, а где мне взять чеканность формулировок?
Эх, ладно, будем стараться.

Итак, анамнез Моро.

История Моро начинается в Синдэне. Вернее, она началась, по-хорошему, до Синдэна, и мы с gunfighter много грешим на моровских родственников. Однако детство и юность Моро покрыты мраком (показания автора противоречивы и обрывочны), потому - Синдэн.
Якобы Моро пошел в орден боевых монахов-христиан, движимый высокими идеалами. По другой версии - искал то ли избавления от гомосексуализма, то ли повода не жить гетеросексуальной жизнью. Склоняюсь к первым двум пунктам, потому что за гомосексуализм в Империи не преследовали и жениться Моро никто не заставить не мог.
Итак, Моро восемнадцать, он в ордене, стажируется как пилот и мечтает стать героем.

И их корабль захватывают в плен Рива. Моро отправляют на конвертацию. Общий смысл конвертации такой, что человеку размалывают психику в труху, а затем строят личность заново (как получится). По идее, такими бы вещами заниматься профессионалам, коль скоро у Рива оно на поток поставлено. Но на практике они работают, судя по всему, кустарными методами, и даже пленников разбирают по принципу "Кто первый встал, того и тапки".
В общем, Моро сломали. Просто совсем сломали, до того, что он, как я поняла, впал в кататонию.

Тут на сцену выходит Экхарт Бон, человек и пароход. Великой харизмы выдающийся воин и политик, монументальная фигура, третье солнце на небосводе Картаго. Тот самый Бон, который юного Моро захватил в плен и привез на Картаго, а затем сдал конвертаторам.
В общем, Бон посмотрел на плоды трудов их, и ему не понравилось.
Тогда он взял кататонического Моро к себе и выходил. Как птичку с перебитыми крылышками.
Замечу, что Бон был пароходом, а вот психиатром не был. Специалистам Моро, судя по всему, так и не показали. Более того, ему даже щадящего режима не прописали: Бон хотел, чтобы Моро стал пилотом дома Рива и синоби - и Моро подчинился.

Но это всё присказка - я-то веду сейчас к Моровскому офигительно богатому внутреннему миру.
Смотрите, Моро в тот период претерпел следующие изменения:
Во-первых, он отрекся от прежних идеалов (сдался и сломался).
Во-вторых, он не умер.
В-третьих (и это важно!), он полюбил Бона и в дальнейшем лепил себя полностью под нужды и вкусы последнего.

Как это связано с ОБВМ?
Ну давайте подумаем, что переживает человек, который был высоких идеалов, а потом эти идеалы предал. Причем предал дважды: сначала под прессингом (ломка), а затем - соблазнившись лучшей долей (любовь к Бону)?
Формально, на внешнем слое психики, Моро себе внушил (и ему помогли, конечно), что это он не предал, а одумался. Что ему глаза открыли, и теперь он живет правильнее и лучше, а инициация - что ж, она необходима, хотя и болезненна.
Однако в глубине души, думаю, он постоянно помнил, что сдал свою крепость. Недотянул. Не смог стать героем.
Ну тут, конечно, самое оно сказать, что героев, простите, и не бывает - всё это глупые детские мечты и подростковое бахвальство, а на деле сломать можно любого, предать - что угодно. И вообще, эти идеалы не стоили того, чтобы за них держаться.

Отдельно еще тема Моро-недохристианина. Есть такая популярная в узких кругах версия, что Моро всегда был ведомым, что ему с самого начала нужна была родительская фигура помонументальнее в центре мироздания. И в Синдэне для него такой фигурой был Бог.
Дальше происходит следующее: Моро от Бога отрекся. Но ведь и Бог Моро оставил, предал, бросил на поругание морлокам. Серьезный повод обидеться. Вспомним, что даже Ганнибал Лектер (харрисовский) считал христианского бога троллем и мудаком из-за того инцидента с сестрой, а ведь Лектер, в отличие от Моро, на служение Богу не подписывался и специальных договоров не заключал.
Но это, понимаете, с одной стороны. Обидка эта.

А с другой стороны у нас есть книга об Иове, культ мученичества и моровское тайное осознание собственной слабости. То есть - а точно ли Бог его кинул? А не может так быть, что это таки он, Моро, не оправдал, не дотянул, не заслужил спасения или избавления? И это не его предали, а он?
Но понятно, что если так думать, то как жить вообще.
И тут очень удобно и вовремя на помощь приходит Бон, который говорит, что чушь вся эта ересь христианская. И Бон помогает, Бон защищает и вступается, и учит, и заботится.
Бон становится той самой монументальной родительской фигурой, человек замещает божество.
Причем если Моро-синдэнец любил своего Бога любовью восторженной и экстатической, судя по всему, то с Боном к этим же эмоциям примешивается еще чувство романтическое, которое замечательно ложится на Моровские врожденные наклонности. Зов души сливается с зовом плоти, и Бон становится всем: кумиром, учителем, создателем, возлюбленным.
Моро его нареченный в прямом смысле слова, кстати: это ведь Экхарт дал ему новое имя - Моренито.

Лет десять-пятнадцать Моро в узел завязывался, чтобы соответствовать своему кумиру. Буквально переделал себя начисто.
Честно? Я не думаю, что Моро такой весь суперталантливый супершпион. Судя по СМ/МД - он весьма посредственный лузер, увы. Но он тащил себя как мог, выше, дальше, быстрее. Ради Экхарта. И чисто за счет этого неимоверного упорства, за счет труда и рвения подобрался довольно близко к вершине.
Нравилось ли Моро то, чем он занимался? Определенно нет. Но это было неважно - всего лишь плата за любовь человека, который был для него центром мира.

А теперь финт ушами. Через лет десять-пятнадцать Бон Моро дал от ворот поворот. Даже убедительным предлогом не озаботился (женитьба на Лорел - смехотворное оправдание в мире, где разрешена полигамия).
И вы такие думаете сейчас: ой, ну, наверное, дальше было как с Богом - Моро Бона возненавидел за такое попрание чувств?
А вот и нифига. Экхарт был непогрешим и абсолютен. Он был вне критики.
Зато, зато, в глубине души Морочка продолжал помнить, что он - ничтожество, которое не заслуживает лучшего. И Бон это блестяще подтвердил. Ну конечно, кому нужно такое? Да никому.
То есть Моро пережил очередной страшный удар (вернее всего, никем не замеченный). Выяснилось, что никакими стараниями, никакими попытками подстроиться не переломить того, что он изначально порченный, ущербный и ненужный. Опять же, вслух это не проговаривалось и про себя он, скорее всего, это не прорабатывал. Просто в Моро что-то надломилось (по идее - потому что у нас нет вообще никаких свидетельств за тот период).

А вскоре Бон погиб. Мироздание Моро лишилась ядра, и по центру его начала расползаться черная дыра.
Как жить? Экхарт мертв. Для себя жить бессмысленно, потому что он никчемный. Моро стал жить во имя памяти Бона и ради того, что Бон по-настоящему любил, чем дорожил, ради чего жертвовал всем и всеми подряд - ради дома Рива.
Замечу, что все эти выкладки и перестановки совершались Морочкой не сознательно, на уровне осмысленных рассуждений, а бессознательно.
Короче, он внушил себе, что работать на Рива - разумно и достойно, и этим занимался еще тридцать лет, или сколько там.
Хотя на самом деле в гробу он видал этот дом и всех его обитателей - Моро любил Экхарта, жил Экхартом, а до остального мира ему дела не было.
Однако на поверхности, как вы понимаете, ему важно было себя убедить, что он крутой мужик, состоявшийся профессионал и вменяемый индивид, который делает важное, общественно полезное дело.
Ура? Ура.


И вот тут Моро влипает в Суну. И всё становится грустно (в смысле, и раньше было грустно, а тут начинается полный train wreck).

Итак. Ход номер один.
Ричард Моро с разбегу послал. На это ловятся многие - смотри начало поста. Почему? Две причины: скука и подспудная ненависть к себе. У Моро, как мы понимаем, ярко выраженное второе. Если подробнее - большинство МУ себя не любят. Соответственно, когда их начинают любить окружающие, окружающим выписывается диагноз: или они тупые (и питают какие-то наивные иллюзии), или больные (извращенцы с хреновым вкусом), или еще не разглядели истинного лица МУ сквозь маску, которую тот надевает в их присутствии.
А вот если индивид агрессивен, тут надо присмотреться. Возможно, конечно, он просто тупой и злобный, а может, МУ его спровоцировал (тоже не редкость). Но, предположим, МУ как раз старается понравиться или произвести впечатление, а объект продолжает фыркать и не впечатляется.
...Так хороший человек же! Надо брать.
Вспомним, что в первую же их встречу Ричард в ответ на ласковое моровское приветствие с тихой яростью сожрал плошку лапши, вырвал из дрожащих моровских пальцев свою законную кружку чая и, излучая ненависть, удалился.
То есть впечатление произвел самое благоприятное.
Заметим, что Ричард очень бодро продолжал в том же духе, а впоследствии еще и не впечатлялся.

Ход номер два. Моро (совершенно безосновательно) вбил себе в голову, что они с Суной похожи.
Видимо, поводы были следующие. Моро помнит, что он сам когда-то был христианин, йуный и восторженный, но при этом с задатками убийцы (которые разглядел Бон). И Суна такой же. К тому же они оба пилоты.
Чего Моро не принял во внимание, так это того, что Суна
а) не йуный, потому что психологически ему лет восемьдесят;
б) не восторженный;
в) как убийца и синоби Суна с Моро, как столяр супротив плотника. Мы конечно, зовем Моро нерпочкой, но, говоря начистоту, он тянет в лучшем случае на пингвина, в то время как Суна - гребаный морской леопард, который жрет пингвинов, других морских котиков тоже жрет, да и вообще кого угодно сожрет, а кого не съест, того понадкусает.

Наконец, Моро еще не учел, что Суна, э... Траченный жизнью. То есть его уже било и мотало, ему уже прилетало только в путь, и он уже выбрал другую стратегию борьбы со всем этим трындецом.
Но черт с ним - Моро у нас с альтернативным зрением, и увидел что увидел.
А что у нас бывает, когда МУ видит "копию себя"? Три варианта.

1. "Равный противник", и начинается борение.
2. "Недоделанный я", и здравствуй, сценарий с размножением.
3. "Такой же, как я, но почему у тебя есть то, чего у меня нет?!" - и пошло борение или искоренение в рамках доказательства. Потому что нельзя, нельзя, чтобы какой-то мудак своим существованием рушил парадигму.

Так вот, у Моро врубились разом варианты 2 и 3 (что любопытно, второй в какой-то степени даже можно считать реализованным по итогам СМ/МД).
То есть ему и хочется оставить след на полотне мироздания через Суну (чтобы по галактике бегал Моро-2), и доказать уже на примере Суны, что он, Моро, не плохой по умолчанию.
Это не он слабый и сломался - этот вон сейчас тоже сломается, да и любой сломается, потому что это закономерно. То есть если удастся конвертировать Суну, то его, Моровский, жизненный путь был правильным. На самом деле, это нифига так не работает, и если бы Моро Суну сломал, то в аутотерапии бы это ему не помогло, а вот Суна разом утратил бы ценность. Потому что подсознательно Моро все равно верит. что по-настоящему крутые и годные люди не ломаются.

Кстати, не забудем и про ненависть к себе и вытекающее оттуда "умереть от его руки". Разумеется! Этот мотив у Моро присутствует тоже, причем чем дальше, тем сильнее.

То есть посчитаем, сколько уже Моро нацеплял мотивацией и типовых сценариев. Мало того, что они с Суной враги волей обстоятельств - также там присутствует интерес-симпатия через посылание, потребность размножиться путем (ксеро)копирования, борьба за валидность собственной парадигмы и желание умереть от руки объекта.

При этом у Моро присутствует еще и личный, более-менее уникальный сценарий. Дело в том, что даже со скидкой на альтернативное зрение этот гений не мог не отследить, хотя бы на бессознательном уровне, что Суна намного, намного сильнее похож на Экхарта Бона, чем на самого Морочку.
Экхарт вернулся! С предсказуемым результатом. Моровский естественный позыв и потребность - раствориться в этом человеке, подстроиться под него, жить его идеалами и служить ему.

Однако тут возникают проблемы:
1) Суна живет по иным правилам, чем Экхарт, что загоняет моровскую симпатию в очень жесткие рамки. Моро за тридцать лет истосковался по любви и ласке, а тут хорошо, если худая дружба обломится.
2) Идеалы и принципы Суны все дружно говорят, что Моро - ниже плинтуса. Перестроиться под Суну - значит не просто отказаться от всей предыдущей жизни (пятьдесят лет!), но и признать вслух и безоговорочно, что и выбор-то сделал в своё время хреновый, и жизнь-то была однозначно поганая. Мало того, что Моро пятьдесят же лет строил и пестовал психзащиты как раз против подобных мыслей, так еще и монументальная фигура аккурат по центру его мироздания вообще-то призвана как раз оградить его от таких потрясений, а не наоборот, блин. Тем более, что Суна ему никак этот стресс не компенсирует - это даже не Бон, который за какие-то вещи осуждать не стал бы. Тут шаг влево-вправо - расстрел без права на обжалование, причем это-то Моро понимает на всех уровнях.
3) Наконец, главное. У Моро двойной неудачный опыт. С Богом ладно - там еще непонятно, кто от кого отпал. Но с Боном-то всё очевидно: Моро полностью под него перестроился и подстроился, впал в зависимость, а Бон взял и умер. Ладно от постели отлучил - он умер!
...
Да нахрен такие расклады.
И Моро решает, что не-не-не, не будем так больше. Не надо прогибаться самому - надо прогнуть под себя другого. Созависимые, но не односторонне зависимые отношения, где он, Моро, ведущий, а не ведомый (что очень смешно, конечно, но понять его можно - он же так ошалел от боли тридцать лет назад, что до сих пор не отошел).

Оцените иронию: встретив копию Бона, Моро настолько обрадовался и испугался, что мгновенно решил воспроизвести сценарий полувековой давности, причем с Суной в роли себя-Моренито и с собой в роли Бона же. В идеале это не только дало бы устойчивую ячейку общества в лице Моро-Суны, но и позволило бы Моро устроить своего рода психодраму, переиграв сценарий удобным и приятным для себя образом (например, он-Экхарт Суну бы любил, заботился и никогда не бросил). То есть он как бы через Суну додал бы еще себе из прошлого, и, вдобавок, нацепив шкуру Бона, окончательно освободился бы от оков (не мозгопромытый мальчик-сохэй, но муж!).

Во всем этом есть своеобразная логика, хотя и вывихнутая. Черт знает, как бы оно все сработало, развивайся события так, как хотелось Моро. Хотя опять же, наивно думать, что ему хотелось чего-то одного.
Потому что он таки продолжал оставаться всё тем же Моренито. А это значит, что его перло и от суновских высоких идеалов (наследие Моренито до конвертации), и от его харизмы и несгибаемости (наследние Моренито после конвертации).
Конечно, те части Моро, которые перло, совсем не желали, чтобы Суна сломался. Это ж он сломается и перестанет быть таким клевым Экхартом 2.0, а станет каким-то стремным Моренито 2.0. И тогда что? Пожалуй, только умереть от его руки... (самовыпил о сломавшегося врага допускается, и продолжает считаться почетным, если ты сломал врага лично).

Таким образом, у Моро сложновывернутая, завязанная на множественные проекции и психодраму любовная линия И перечисленные выше сценарии.
А тут надо отметить, что хотя они редко встречаются в чистом виде, чаще всего одного ведущего сценария или мотива хватает на полноценный крышеснос. С многолетним сталкерством, возрождениями из мертвых, адовыми преступлениями во имя и назло и, конечно, километровыми монологами.
Степень моровского драйва трудно вообразить.

Вы понимаете, почему я так бешусь с авторских заявлений про клона? Куда тут еще клонство пихать? Зачем?! Шикарный абсолютно внутренний конфликт у Моро, почти неизбежное безумие - сценарий из греческой трагедии, только здесь судьбу Моро определила не воля богов, а злокачественное сочетание наклонностей, особенностей харктера, жизненных обстоятельств и жанровых условностей.
Он обречен.
И несмотря на банальные, жалкие, для кого-то омерзительные внешние проявления, эта буря страстей монументальна. Её хватило бы на троих-четверых персонажей - а Моро весь этот груз тащит в одиночку.
Вопрос - как разрубить этот гордиев узел?
Увы, если подходить к вопросу реалистично - никак.
Во всех раскладах, где Моро остается с Суной, он остается по крайней мере отчасти ненормальным. Потому что в основе его чувств лежит надлом.

Но Моро и сам весь - про надлом. За это я его и люблю.

@темы: Сидим, курим

Комментарии
2017-12-07 в 18:26 

gunfighter
Спасибо, что ты все это подробно расписала.:flower:
Мало того, что Моро кучу архетипов на себя стянул, так еще и все расклады взаимодействия МУ-ГГ)

ему с самого начала нужна была родительская фигура помонументальнее в центре мироздания. И в Синдэне для него такой фигурой был Бог.
Имхо, это бы объяснило, почему Моро во втором ремоделлинге СМ выдает именно такую теорию о комплексах Дика.
С одной стороны, он, конечно, проанализировал конкретную ситуацию Дика, но с другой там могли и его собственные проекции наложиться. В том числе могла сыграть роль память о том, что когда-то Бог был для него очень важен. Но теперь это не важно, и воспринимается как невроз, от которого удалось счастливо избавиться. (На самом деле нет, конечно, сменилась только значимая фигура).

То есть - а точно ли Бог его кинул? А не может так быть, что это таки он, Моро, не оправдал, не дотянул, не заслужил спасения или избавления? И это не его предали, а он?
Внезапно увидела тут, еще один повод для сползания на вавилонскую сторону.
Моро сомневается: с одной стороны он принес обеты, с другой, он знает, что христианство – не бартер и товарно-денежные отношения. История Иова в пример, как ты и написала.
И тут в ходе адаптации он выясняет, что у вавилонян отношения с богами (если судить по СМ-МД) строятся именно на сделке и обмене. (Возможно, он это и раньше знал, но одно дело теория, а другое – наглядность).

И в данный период жизни Моро как раз мог повестись на четко определенные правила: сделай вот это, получишь такой-то результат. Если результата нет, предпринимаются другие регламентированные действия (расторжение сделки, заключение другой). Все четко и понятно.
Та же система и в отношениях между людьми. Совершенно не важно, какой ты внутри и как себя воспринимаешь и что о себя знаешь, главное – быть полезным.

Возможно, именно такое положение дел могло показаться Моро в тот момент максимально комфортным. "Делай дело хорошо, и на твои внутренние изъяны не посмотрят".
Но тут опять же получается замкнутый круг: Моро пытается быть полезным, получает с этого плюшки в виде вознаграждения и, признания (что, может быть даже важнее), но его собственная личность выносится за скобки. И в его глубинном восприятии себя ничего не меняется: собственная ценность как стремилась к нулю, так и стремиться. И он снова и снова должен «зарабатывать» симпатию окружающих. Того же Бона, например. И так по кругу.

2017-12-07 в 22:38 

Lord Vader
Немного внесу свои пять копеек.
1. Бон. Вот у меня этот герой вызывает стойкий негатив. Даже не потому, что он Моро совратил, хотя по этому тоже (считайте это ревностью,, да).. Ну, как персонаж романа Бон никакой на фоне Моро. Моро печет плюшки, мучается, страдает, злиться, спасает детишек из огня, пакости творит. И все это (кроме последнего) с талантов, размахом, излучая смертельную дозу харизмы. Бон же, как и доктор М. - герои, которые отнимают у Моро част текстового пространства. Мне читать про Бона, его детство-юность просто скучно. Лучше бы про детство Моро рассказали. А еще мне история с Боном видится так, что он Моро просто использовал. Постоял в сторонке, пока за него грязную работу сделали другие и подобрал мальчика. Хороший мальчик, умный, красивый, работящий. Одинокий ,в том смысле, что за ним не стоят интересы никакого клана. Чо бы его не использовать?
2. Моро - в юности - христианин. Мне кажется, что слишком мало информации об этом. Важной информации. То, что есть - хотел уйти в монастырь и любил читать Евангелие от Иоанна. О чем это говорит? Да ни о чем, пока уважаемый автор не написал своей авторской рукой об этом живую историю. Он, Моро, мог быть просто экзальтированным дурачком. А кто не дурак в 18 лет? Человеком, который совсем себя не знает.. Но в том то и дело, что мы не знаем, была ли его вера плодом поверхностной экзальтации. А мог быть героем в духе Достоевского, который глубоко и мучительно переживает собственную греховность, страшится Суда и поэтому идет в монастырь - за спасением. Или даже так: он начинает бороться со своими гомосексульными наклонностями, потому что хочет оставаться христианином, потому что его вера ему дороже. Все это вполне возможно.
3. Кто кого предал. Моро, безусловно, отрекся от Христа и это самая главная его жизненная катастрофа. Все остальное - следствие. И если бы Моро был реальной исторической личностью, я бы сказала, что дальше идет тайна Божьего суда. В истории церкви это, кстати, довольно типичная ситуация - когда человек нетвердой веры отрекался от Бога из страха. Но что значит, "нетвердой"? Чтобы умереть за Христа нужна вера святых мучеников, которых, как сказано в Евангелии, "недостоин весь мир".
Мученики умирали на арене, остальные (были и остальные) - приносили жертву римским богам и жили дальше. Как они жили? Так же, как и Моро - постепенно разрушая себя.
Но Моро все-таки литературный герой. И относительно литературного героя можно сказать. Да, он отрекся, но...
Но не озлобился. Это, кстати, нетипично. В реальности бывшие семинаристы и попы-расстриги становились лютыми безбожниками. Моро - нет. В его отношении к Дику есть восхищение, есть желание присвоить, но нет зависти. Злобы. Для примера: злоба есть на морлока, , ну, это понятно, почему.
Насколько искренними были его новые вавилонские убеждения? Туфтой они были. Все эти клятвы, "я все делаю ради себя" - все это для него ничего не значит, Вот так он и жил, веря в то, что Бог есть и что ему за это не поздоровится.
Но у меня по этому поводу почему-то нет отчаяния. Может быть потому, что автор Чигиринская не осуждает своего "гада" (как она его называет). если бы она его осуждала , в нас бы не было к нему такого сочувствия.
Вот, многобукв написала

     

Сердце меча. Dum Carthaginem stet

главная