Живите в доме и не рухнет дом (А. Тарковский)
Вы когда-нибудь слышали фразу: "Единственное, что не дает мне пойти повеситься, это долг перед родными людьми"? Мне довелось, я тогда подумала: "А что, если бы кто-нибудь взял на себя все его обязанности?" И ужаснулась.
Но к чему я это? А вот, собственно. Мне кажется, что единственная причина, по которой Морихей не повесился после того, как обгорел весь, - это чувство долга: многое еще надо для людей и кораблей сделать, так просто не уйдешь. И, если бы не было возможности заказать клон, жил бы обгоревшей развалиной до описываемых событий (и события были бы другими). Но такая возможность была, и в глазах общества клон мог его полностью заменить. Для Рива клон после перезаписи памяти - это и есть заказавший его хозяин, только в молодом теле. Но так ли это было для самого Морихея? Действительно ли он воспринимал клонирование как возможность жить в новом теле или (как бывший имперец) считал это только возможностью сохранить в дествующем виде свою общественную функцию? Не было ли для него клонирование просто идеальным самоубийством: сам умираешь и больше не мучаешься (а хозяин клона, насколько я помню, при записи памяти в мозг клона умирает), твои долги принимает другой, никого из близких людей не огорчаешь, ведь для них ты никуда не делся.
Но если мое предположение верно, то представьте с чем сталкивается клон после пробуждения: собственная память Моро (вернее, память его хозяина), подсказывает ему, что он и Морихей - отнюдь не одно лицо, ведь покойный именно так считал. Но ведь подсказывает это память Морихея! И все вокруг считают его Морихеем. И ему самому выгоднее представляться Морихеем, а то скажешь, что ты вовсе не он, и в психушку попадешь ("Еще один сошел с ума после клонирования! Какая же это все-таки опасная операция!"). Так что Моро сделал над собой усилие и поверил в то, что он - Морихей. Но семена шизофрении всё-таки были посеяны.
Но к чему я это? А вот, собственно. Мне кажется, что единственная причина, по которой Морихей не повесился после того, как обгорел весь, - это чувство долга: многое еще надо для людей и кораблей сделать, так просто не уйдешь. И, если бы не было возможности заказать клон, жил бы обгоревшей развалиной до описываемых событий (и события были бы другими). Но такая возможность была, и в глазах общества клон мог его полностью заменить. Для Рива клон после перезаписи памяти - это и есть заказавший его хозяин, только в молодом теле. Но так ли это было для самого Морихея? Действительно ли он воспринимал клонирование как возможность жить в новом теле или (как бывший имперец) считал это только возможностью сохранить в дествующем виде свою общественную функцию? Не было ли для него клонирование просто идеальным самоубийством: сам умираешь и больше не мучаешься (а хозяин клона, насколько я помню, при записи памяти в мозг клона умирает), твои долги принимает другой, никого из близких людей не огорчаешь, ведь для них ты никуда не делся.
Но если мое предположение верно, то представьте с чем сталкивается клон после пробуждения: собственная память Моро (вернее, память его хозяина), подсказывает ему, что он и Морихей - отнюдь не одно лицо, ведь покойный именно так считал. Но ведь подсказывает это память Морихея! И все вокруг считают его Морихеем. И ему самому выгоднее представляться Морихеем, а то скажешь, что ты вовсе не он, и в психушку попадешь ("Еще один сошел с ума после клонирования! Какая же это все-таки опасная операция!"). Так что Моро сделал над собой усилие и поверил в то, что он - Морихей. Но семена шизофрении всё-таки были посеяны.
Тут в чем дело: насколько я себе это представляю, конвертация не предусматривает скурпулезной работы над изменением всего мировоззрения пленника - это слишком трудоемкая задача. Человека нужно переделать ровно настолько, чтобы он был лоялен к Рива. И если при этом у него в голове ошметки христианской антрополгии остануться, так, пока это не мешают, пусть себе лежат. А, с точки зрения христианксокй антрополгии, клон никак не может быть равен своему заказчику.
Не будем забывать, что Моро получил имперское воспитание. Прямо скажем, религиозное. Согласно которому личность образуют душа+тело, и если тело умирает - душа не может перейти в новую личность.
Эти убеждения из него, конечно, вышибали, и он от них отрекся - но можно ли до конца отречься от того, что ты впитывал с детства?
Эту реплику надо признать багом.
Никак - мы заканчиваем ударными темпами вторую книгу "Луны".
Он же пилот, от него нужен совсем не тот уровень лояльности, что от Карин.
Хотя в принципе - всё зависит от авторского замысла - если вопрос так и останется непрояснённым - то каждый читатель сможет это понимать, как ему сердце подсказывает. Это у меня, если считать, что Моро и Морихэй - это два разных человека, то вся картинка на куски разваливается и никак в голове в достоверную не собирается. А у кого-то, может, нет...
Мне кажется, что для того, чтобы воспринимать Моро как двоих людей, нужно принимать христианскую концепцию души. У меня, например, тоже не получается
Кстати, если реплика Майлза обращена к интеллектуальной составляющей Моро, то она вполне оправдана. Решение о пересадке в клона принял человек, мыслящий именно так и именно с этими воспоминаниями, в конце концов.
Честно говоря, мне и с христианской позиции такой расклад кажется логичным. Потому что представим ситуацию - на Моро падает голубой кирпич. Душа отправляется по назначению. Если это душа клона (примерно равная по уровню развития сознания и прочего душе малого ребёнка) - то как она может отвечать за всё, что Моро наворотил? Никак. Свобода воли такого клона - выходит чисто номинальной. А вот если душа клона, как душа невинноубиенного младенца, в момент клонирования отправляется из этого мира, а душа человека, затеявшегося с клонированием перемещается в клона - то она отвечает за все свои выборы, в том числе -и за создание и убийство клона.
ам в высказываниях персонажей пресуппозируется, что это _один и тот же_ человек.
Ни один из действующих в романе христиан не видел Моро до перевоплощения в клона, так что они в принципе не могут воспринимать его как двух разных людей.
А вот Эш, похоже, действительно считает, что тот и этот Моро - разные личности.
Сам о себе - конечно. Как он еще это может воспринимать?